Каждый, кто держит дома кошку, рано или поздно начинает задавать себе вопросы — почему поведение его четвероногого друга так меняется в различных ситуациях — в сумерках и ночью, вблизи от работающего автомобиля и в саду. Причин может быть несколько, но главными являются отличные от наших способности кошек воспринимать окружающие ориентиры. Необходимо всегда помнить, что кошки воспринимают окружающий мир иначе, чем мы. Иначе слышат, видят, обоняют и, следовательно, иначе ориентируются в экологическом пространстве. От этого зависит их поведение, подчас непонятное для нас. Просто для них важны другие ориентиры. И человеческие мерки им так же недоступны, как нам — кошачьи.
Хотя у нашего друга такие выразительные глаза и большие подвижные уши, главный органом чувств для кошки являются не они, а нос, внешне вроде бы не такой уж и приметный. Это связано с тем, что мир кошки — это мир запахов, ароматов. Слепая и глухая кошка легко уживается среди нас и даже в лесу может жить полноценной жизнью, но кошка, потерявшая чутья, — никогда. Она просто не способно существовать.
Для кошки окружающее пространство заполнено всевозможными ароматами: тут и запахи ее котят, и любимого хозяина, и членов семьи, и ее врагов, например собак. И, конечно, кухонные ароматы. Здесь у кошки свои оценки. То, что кажется нам неприятным, как, например, запахи ферментированных говяжьих или куриных внутренностей — легких и печени, или рыбных остатков, привлекают кошку, особенно если она голодная. Напротив, вымытая для блеска хозяйственным мылом ее собственная миска отпугивает кошку, так как сохраняет запахи моющих средств, которых мы не ощущаем, а на нее они резко действуют. Кошка маркирует своим запахом тропинки и тротуары, по которым передвигается только она, запретные для нее территории, коду она предпочитает не заходить, и, наконец, участки, которые могут посещать несколько кошек. Через запахи самец получает информацию о другом самце, претендующем на его территорию, или самке, готовой к течке. Обоняние дает кошкам множество сведений о пище, которую готовят на кухне, или о добыче, которая еще бегает или ползает и которую предстоит поймать.
Несмотря на внешне скромные размеры кошачьего носа, орган обоняния внутри головы занимает значительное пространство. Ноздри продолжаются в носовые ходы и полости, в задней части которых находятся клетки, воспринимающие запахи, в целом образующие обонятельную область носа. Располагающиеся здесь решетчатые «раковины» формируют сложный носовой лабиринт, сквозь который к воспринимающим клеткам поступает воздух, насыщенный запахами. Нюхающая кошка активно втягивает воздух, обеспечивая воспринимающим клеткам непосредственный контакт с молекулами пахучего вещества. Воспринимающие клетки являются как бы участком головного мозга, выпятившиеся на поверхность носа. Эти клетки непосредственно связаны с обонятельными центрами. Связь осуществляется через внутренние концы воспринимающих клеток, которые в виде волокон объединяются в тонкие нити и пронизывают отверстия решетчатой кости. Уже в мозговой полости они включаются в обонятельную луковицу, от которой в различные отделы головного мозга до коркового конце направляется толстый пучок — обонятельный тракт — «извилины морского коня». Обонятельные центры кошек содержат 67 миллионов клеток, на 1,5 миллиона больше, чем у человека. Часть обонятельной области носа обособляется в так называемый Якобсонов орган. Его иногда называют вомеронасальным — по местоположению в основании пасти. Он состоит из двух симметрично расположенных трубок, продолжающихся на небе в стенсоновы каналы. С внешней средой этот орган соединяют небольшие отверстия, расположенные за передними зубами. При использовании Якобсонова органа кошка втягивает воздух в эти отверстия. При этом она останавливается как вкопанная, открывает пасть и втягивает губы, собирая кожу на голове в своеобразную гримасу (улыбку Флемена).
Функции Якобсонова органа до сих пор неясны. Существуют, по крайней мере, три основных гипотезы. Согласно первой этот орган воспринимает запах пищи, поступившей в ротовую полость, как бы дополняя информацию о ней, полученную органом обоняния. Сторонники этой гипотезы считают, что кошка, таким образом, обладает ротовым обонянием.
Во второй гипотезе кошка анализирует воздушные потоки атмосферы, отражающие незначительные изменения химического состава, в основном в связи с крупными событиями — извержением вулкана, землетрясением, приближением лесного пожара и т. д. сторонники этой гипотезы называют этот орган шестым чувством, позволяющим кошкам предсказывать особенно важные для нее катастрофические события.
Третья гипотеза отводит Якобсонову органу роль информатора, специализированного на восприятии запахов, относящихся к половой сфере — феромонов. Конечно, соблазнительно предполагать роль Якобсонова органа в восприятии тонких запахов, которые мы не чувствуем, однако оснований для этого предположения пока недостаточно.
Развитие обоняния сопоставимо с размерами обонятельных органов. У животных, называемых микросматиками, оно развито слабее и их обонятельные органы невелики (приматы, тюлени, киты). Зато у грызунов, копытных, хищных обоняние достигает чрезвычайной остроты, и они называются макросматиками. Собака находит дичь по следу, оставленному несколько часов назад. Мышь по запаху отыскивает засыпанные землей семена, барсук — личинок майского жука под слоем почвы в 10-15 см. Обоняние кошки слабее, чем у собаки, но значительно более развито, чем у человека. Однако среди кошек попадаются экземпляры, исключительные по развитию обоняния, (так же, как и среди людей, профессия которых связана с определением запахов — дегустаторы духов, вин и т. д.). Обоняние тесно связано со вкусом. В сущности они выполняют сходные задачи, анализируя химические вещества, либо на расстоянии — обонянием, либо при непосредственном контакте — на вкус. У кошек они дополняют друг друга, во всяком случае кошке кажется вкусным то, что, с ее точки зрения, хорошо пахнет.
Где располагаются органы вкуса? Если посмотреть на кошачий язык, то на его поверхности можно увидеть около 1500 крошечных сососковидных выступов, внутри которых располагаются вкусовые луковицы или вкусовые бугорки. Луковицы напоминают фляжку с небольшим отверстием 0 вкусовой порой, открывающейся на поверхности языка. Нервные волокна входят внутрь луковицы и там свободно оканчиваются. Каждая луковица состоит из наружных — поддерживающих клеток и внутренних — вкусовых. Вкусовые волокна от луковиц входят в состав одиночного пучка продолговатого мозга и заканчиваются в области его терминального ядра. От него вкусовые волокна направляются в ядра среднего мозга, а затем в большие полушария, где оканчиваются по соседству с обонятельными центрами, еще раз подтверждая тесную связь вкуса и обоняния.
Вещества, которые различают органы вкуса, группируются в четыре категории: кислые, соленые, горькие и сладкие. Вместе с тем различные хищники обладают неодинаковой способностью к их различению. Кошки, например, хорошо распознают горькое и значительно хуже сладкое. Однако поскольку при этом присутствуют еще и запахи, определить, как что опознается, не всегда легко. Во всяком случае это всегда нужно учитывать. Например, кошка, случайно попавшая в гараж, может нализаться антифриза, привлеченная его запахом и получить необратимое поражение почек. То, что антифриз имеет сладкий вкус, для нее не так важно, так как она плохо воспринимает сладкое. Поскольку оно вызывает тяжелые заболевания зубов и десен, не давайте своей кошке сладости. Хотя кошка и не любит сладкое, но при определенных условиях у нее может появиться тяга к нему и от этого будет трудно избавиться.
Иногда тягу кошки к определенным веществам и растениям невозможно объяснить. Например, кошачья мята, в народе называемая котовников или кошачьей выпивкой, содержит непеталактон, привлекающий всех кошачьих, а из домашних кошек — от половины для двух третей. Кошки обнюхивают растение, лижет, жуют. Затем они катаются по полу, трутся о листья или неподвижно смотрят на них. На поведение кошек большое влияние оказывает всем известная валериана. И хотя механизм действия этих веществ неизвестен, предполагают, что он сродни наркотическому. Впрочем, по другим предположениям в этих веществах содержатся какие-то компоненты феромонного воздействия.
Используя неприятные для кошек запахи, издавна пытались управлять их поведением, отпугивая от мест, где они нежелательны. У римского философа Плиния описано, как кошек отпугивали от голубятен, высаживая вокруг руту садовую. Многие вещества с неприятным запахом, например масло цитронели, тоже хорошо отпугивают кошек. о всяком случае этот прием заслуживает внимания, поскольку он поможет многим любителям кошек или их соседям.